Присутствие родителей на занятиях — во благо или во вред?

0
2503

Присутствие родителей на занятиях — во благо или во вред? Желание родителя присутствовать во всех сферах жизни ребёнка оправдано и не подлежит сомнению: с самых первых дней жизни отец с матерью чутко прислушивались к желаниям малыша, пытаясь угадать причины плача.

Психологи выделяют четыре периода психологического отделения ребёнка от родителей.

Первый происходит в 1 год и проявляется в попытках малыша обрести большую самостоятельность. Он начинает ползать и ходить, может дотянуться до предметов, с каждым днём обретая большую ловкость и силу, а родители стремятся продолжать кормить его с ложки и ограничивать свободу передвижения в рамках безопасной комнаты или манежа.

Второй период — 3 года, знаменитый кризис трёх лет. Ребёнку становится интересно, на что он способен без помощи родителей, и очень важно в этот момент дать ему ощущение самостоятельного достижения целей. Даже если складывается ощущение, что родительский контроль и частые советы помогут ребёнку справиться с задачей быстрее и качественнее, стоит сделать выбор в пользу становления личности и дать юному человеку возможность завершить задачу только своими силами.

Два других периода сепарации приходятся на подростковый возраст и на 17-19 лет, о них мы подробнее расскажем позже. Сегодня давайте подробнее остановимся на втором этапе. И вернёмся к основному вопросу статьи — необходимо ли присутствие родителя на занятии ребёнка от 4 лет и старше?

Опыт Dance Republic и танцевально-спортивного Клуба Динамо показывает, что дети достигают результата быстрее, если во время занятия у ребёнка не случается конфликта между желанием выполнить задачу тренера и желанием выполнить задачи, поставленные дома родителями. Например, дома родители провели беседу о необходимости активнее работать бёдрами, а тренер на занятии ставит основной задачей выпрямление коленей. Тренер осведомлён о приоритетах судей (колени в детском возрасте важнее работы бедёр), и расставляет акценты согласно судейским критериям. Ребёнок же пребывает в замешательстве, и его работоспособность снижается.

Также безусловным критерием быстрого результата является неопровержимый авторитет тренера в глазах ребёнка. Возникновение противоречий между родителями и тренером как во время занятия, так и после него, неизбежно ведёт к «отрешенности» на уроке, снижает мотивацию и отдачу.

Поэтому безусловно важно, чтобы родители работали с тренерами сообща. Для этого нашими педагогами была разработана методика In-Sight, дословно — взгляд изнутри. Она заключается в диалоге тренера и родителя, в просвещении родителей в вопросах танца, а тренеры в свою очередь, получают шанс лучше узнать внутренний мир танцора.

Согласно методике, тренер:

🔹Формирует план развития танцора на ближайший месяц

🔹Выделяет основные задачи и отчётные точки контроля

🔹Взаимодействует с родителями, чтобы часть отработки могла совершаться дома под родительским контролем

🔹Демонстрирует успехи ребёнка через фото и видео с комментариями о том, что уже получается, а на что предстоит обратить особое внимание

🔹Назначает даты участия в соревнованиях и присутствует на них

🔹 Организовывает открытые уроки каждый сезон для демонстрации приобретённых умений

Благодаря методике, родители:

🔹 Не просто наблюдают развитие ребёнка, а могут отследить скорость роста качества

🔹 Получают возможность увидеть незаметную для зрителя, но крайне заметную для судьи проведённую работу

🔹 Общаются с тренером, не вводя в заблуждение танцора, синхронизируя постановку целей перед ребёнком

🔹 Совершают действительно необходимые действия вне занятий, от корректирования диеты, до выполнения упражнений

🔹 Могут напомнить основные задачи в каждом танце на турнире

🔹 Действительно с пользой и плотно вовлечены в процесс

Мы поделились нашим видением с практикующими психологами, чтобы глубже понять природу и необходимость психологической сепарации от родителей.

Мария Анохина, практикующий семейный психолог:

Действительно, выше указанные возрастные периоды полны протеворечий и новообразований. Я остановлюсь на двух, по моему мнению, самых важных.

Кризих 3х лет. Ребенок слишком упрям, строптив и своеволен. Дело в том, что ребенок начинает интерпретировать себя со взрослой личностью, у которой собственный взгляд на предметы и события. Именно здесь происходит некое отделение от родителя и все, чем могут поспособствовать взрослые — дать ребенку возможность упражняться в собственном принятии решений и устранении сложных ситуаций.

Если же родитель не будет давать свободы действий, казалось бы, в таком маленьком возрасте своему ребенку, то затем, уже взрослая по возрасту личность, не станет брать никакую ответственность за свою жизнь, будет лишена мотивации достижений и может вовсе остаться инфальтильной даже в самом зрелом возрасте.

И еще один период — младший школьный возраст 8-12 лет. Это период, когда на смену детской непосредственности приходит учебная деятельность, которая предполагает неистовое желание у ребенка понравиться и получить одобрение от учителей. Ребенок желает угодить, получить пятерку или положительный отзыв. Так и с родителями — главной задачей становится «понравится любой ценой».

Здесь родители могут помочь лишь тем, что не позволить ребенку растерять остатки непосредственности — дать возможность делать ошибки, быть несовершенным, быть любознательным и постоянно задавать интересующие вопросы, принимать мнения ребенка на счет каких то происходящих вокруг вещей.

И стоит помнить, что данные возрастные периоды — это условные границы кризисов. На самом деле, они могут быть размыты и наступить либо раньше, либо позже. Но все сводится к одному — к отделению дитя от матери, становление обособленной личности. И участь родителей — обеспечить это естественное отделение, дав свободы выбора и действий.

Анастасия Тимченко, специалист по психологии личности, педагог психологии:

С точки зрения законодательства присутствие родителей на занятиях их детей любого рода не запрещено, однако, по многим причинам, оно все-таки нежелательно. Во-первых, это отвлекает в первую очередь самих детей. В присутствии родителей они ведут себя на занятиях совершенно по-другому. Могут начать капризничать, подходить к маме или папе, заниматься не в полную силу, жаловаться родителям и т.д. Могут нервничать, потому что будут ощущать дополнительный груз ответственности, ведь для детей очень важно не разочаровать своих родителей. В свою очередь, находясь в состоянии нервного напряжения, дети будут терять концентрацию внимания, допускать ошибки, расстраиваться и нервничать еще больше. Это как снежный ком из негативных эмоций, которые только мешают.

Во-вторых, родители в свою очередь не всегда могут присутствовать на занятии молча и следить за процессом отстраненно. Они могут начать делать замечания своему ребенку, одергивать других учеников, если посчитают, что те обижают их сына или дочь, и даже делать замечания преподавателю, исходя из своих представлений о том, как он должен заниматься с их детьми. Это нарушает учебный процесс, мешает преподавателю выстроить продуктивные и эффективные взаимоотношения с учениками, в конце концов, вмешательство родителей может привести к потере авторитета преподавателя у своих учеников.

Естественно, что родителям очень хочется увидеть, как и что делают их дети на занятиях, как идет процесс, каких успехов их дети добились. Это желание вполне понятно и обосновано, ведь каждый родитель переживает за своего ребенка и хочет для него самого лучшего. Однако, родителям придется научиться справляться со своими эмоциями и желаниями. Отдать ребенка на занятия в любую секцию – это вопрос доверия. Либо вы доверяете преподавателю и даете ему возможность самостоятельно выстроить отношения с вашим ребенком, либо нет. Третьего, увы, не дано. В том, что вас не пускают на занятия в качестве зрителя нет совершенно ничего страшного. Это происходит не потому, что там творится что-то ужасное, а только потому, что есть учебный процесс и взаимоотношения между учителем и учеником, в которых, если они нормальные и адекватные, нет места родительской гиперопеке и переживаниям. Если ваш ребенок не жалуется на учителя, не сообщает вам о нем какие-то вопиющие и выходящие за рамки дозволенного факты, например, про грубое обращение, рукоприкладство или немотивированную агрессию со стороны преподавателя, если ребенок идет на занятия с удовольствием, он счастлив, доволен и весел, значит все хорошо и повода для беспокойства нет. Вы всегда можете дома спросить своего ребенка о том, как прошло занятие, чему их обучали, нравится ли ему преподаватель и даже попросить продемонстрировать чему он научился. Ну, а для того, чтобы вы могли увидеть каков результат, посещаемых вашим ребенком занятий, существуют открытые уроки, итоговые соревнования и прочие мероприятия, на которых присутствие родителей очень даже приветствуется.